Культура

Не мир принёс я вам, но меч

Ученик кино рецензия

Смоленские кинотеатры начали показывать качественные российские фильмы. Наш  специальный корреспондент Анна Крыжовник вернулась с показа картины «Ученик» Кирилла Серебренникова и рассказывает, почему стоит на него сходить.

С начала выхода «Ученика» критики говорят о нём, как об антиклерикальной картине. Применительно к последним событиям вспоминают запрет выставок, демонстрирующих обнаженное человеческое тело и уничтожение объектов культуры православными активистами. Критики ставят на противоположные чаши весов культуру и православие, мораль и науку.

Однако фильм совсем не об этом. В центре картины худой нервный подросток Вениамин, внезапно уверовавший, проповедующий на уроках, в беседах с матерью, со священником, с одноклассниками. Никто из учителей не хочет замечать, как трактует Священное писание юный теософ.

Не мир я вам принёс, но меч.

Веня знает кару для каждого, кто хоть раз согрешит, а вскоре и сам решается наказывать людей вместо бога.  И главная беда в том, что этот парень является сам жертвой, его таким сделало общество, где никто никого не слышит. Беседы с матерью превращаются для Вениамина в своеобразную пытку — она готова поверить в любую причину того, почему он прогуливает бассейн, а его религиозность со смехом отвергает.

Ученик кино рецензия

И вот он вынужден мучиться на краю бассейна, среди полуобнаженных девичьих тел с томиком евангелия. Ему мешают  не уроки плавания и даже не бикини на одноклассницах, а его собственная сексуальность, которую он пытается изо всех сил подавить. Из-за этого он раздевается догола на уроке сексуального воспитания, прыгает в одежде в бассейн. Вене прощают всё, потому что он религиозен. Весь шум вокруг его поступков сводится к вызову матери в школу, а мать, задёрганная женщина, работающая на трёх работах,  искренне считает, что его воспитанием должны заниматься педагоги, а не она. Вениамину даже не нужно пытаться повернуть на свою сторону директора школы — пожилая дама и сама рада запрещать любую по ее мнению распущенность. Она тоже не слушает Вениамина: ну ударился парень в религию, что такого?

Мальчик растерян, мальчик испуган.

Главное, чтобы мальчик не приносил хлопот и учил уроки.

Вениамин оказывается не нужен никому — ни матери, ни школе. Его никто не слышит и не пытается понять. Каждый занят собой и своей деятельностью, каждый считает себя правым. И даже самый положительный персонаж фильма, учительница биологии Елена Львовна, к сожалению, воспринимает Веню как идеологического противника, а не как парня, которому нужна помощь. Возможно, всё было бы иначе, попытайся она  принять его поведение?

Серебренников отлично передает характеры персонажей, изредка сваливая ситуацию в карикатуру и абсурд, которого немало и в жизни. Персонажи настолько узнаваемы и жизненны, что периодически кажется, будто сидишь вместе с остальными учениками за партой, а от поступков учителей хочется смеяться и плакать одновременно. Эти директрисы, распивающие коньяк под шансон, и батюшки со свеженапечатанными религиозными брошюрами  — всё без фальши, как есть.

И вся эта почти гоголевская ситуация внезапно для ее участников оборачивается трагедией. Так как не слово стало оружием Вениамина, а Вениамин оружием слова. Мальчик заигрался в мученика, но он жертвует не собой, а другими во имя бога.

Ключевая фраза фильма:

Я всё готов сделать ради Господа нашего. А ты?

Собственно, именно она объясняет многое.  Ужас не в  свихнувшемся Вене, а в болоте вокруг него. Никого не интересует что-то, кроме него самого. Прибили огромный крест в классе музыки? Криво прибили. Но на всякий случай перекрестимся. Ровесники наблюдают за поступками  Вениамина с изумлением и даже с восторгом, для них он харизматичный негласный лидер, который позволяет себе срывать уроки и выкидывать странные фокусы. Никому и в голову не приходит осечь его или возразить. Фанатизм же имеет силу только тогда, когда не может получить достойного отпора. К сожалению, ни класс, ни учителя не смогли противостоять Вениной деятельности и получили то, что получилось. И неизвестно, кто еще более безумен — Веня или его окружение.

Сегодня в России снимается немного картин, в которых создатели решаются прикоснуться к болезненным точкам времени. Фильм Серебренникова — один из таких. Рекомендуем посмотреть тем, кто не боится сложного кино и любит обдумывать его после просмотра.

 

2 комментариев

Оставьте комментарий

Войти с помощью: