40 лет назад в нашем городе развернулись работы по созданию одного из самых знаменитых фильмов эпохи Брежнева. Евгений Матвеев приступил к съемкам картины «Судьба» по роману Петра Проскурина.
Фильм начали снимать в июле 1976 года. В этой картине Смоленск играл сам себя, хотя и только в одной сцене. Когда герою Матвеева Захару Дерюгину, сидящему на ступенях лестницы Успенского собора, рассказывают об осаде Смоленска в начале XVII века, то в его воображении рисуется мощная сцена взрыва Успенского собора.
Матвеев при съемках фильма задействовал все, что мог: «немцы» позировали на фоне разрушенного здания мельницы (которое простояло до осени 2002-го на Трамвайном проезде), разъезжали на мотоциклах по улице Большая Советская. А «Танковые сражения», изрядно напугавшие дачников, развернулись в районе Миловидово.
Режиссер позднее еще раз вернулся к истории Смоленска: в фильме «Особо важное задание» название города снова не упоминается, но речь идет именно об эвакуации 35-го завода в Куйбышев, а это и есть Смоленский авиазавод.
Смоляне вспоминают, что батальные сцены для фильма «Судьба» снимались на поле между Печерском и Корохоткино. На съемках произошел курьезный случай: в сцене боя есть кадры, когда среди разрывов бежит лошадь. Этого не было в сценарии. Чья-то лошадь мирно паслась неподалеку, но когда начали рваться пиропатроны, имитирующие разрывы, лошадь испугалась, оторвалась и побежала и забежала в кадр! Но Матвееву это даже понравилось, и он включил эпизод с лошадью в фильм.
На съёмки «Судьбы» ходил лично. Танки немецкие (наши, только обшитые железом и камуфлированные под немецкие) стояли там, где сейчас авторынок. Танкисты разрешили нам — пацанам залезть на танк.
Также съёмки были на трамвайном проезде возле развалин мелькомбината. Из пенопласта был построен разрушенный дом, натуральный такой. Потом обломки валялись по всему району «таксопарка», — рассказывает другой очевидец.
Премьера фильма состоялась 27 октября 1977. В СССР его просмотрело более 57 млн зрителей.
В архивах сохранилось несколько фотографий со съемок знаменитого фильма.
Эпизод снят, усталость, перерыв.
Завершение съёмки очередного эпизода: атака конницы с «наездом» на камеру.
Эпизод конной атаки. Справа — режиссёр, оператор и ассистенты, на переднем плане — зрители
Эпизод обороны крепостной стены снимали не на стене, а в поле, чтобы каскадёрам «мягче было падать». Для оператора пришлось даже выкопать яму. На «крепости» слева камешек из пенопласта.
Съёмки фильма «Судьба» (на месте нынешнего микрорайона Новосельцы). Позиции защитников Смоленска. Подготовка к следующему дублю.
Окопы, блиндажи и пушки — всё настоящее. Создателями фильма была проделана огромная работа, фильм качественный и правдивый, поэтому его всегда будут смотреть.
В перерыве между съёмками, пока актёры отдыхают, позиции русских с восторгом «заняли» рачевские пацаны.
Закончились съёмки эпизода, красноармейцы покидают окопы и идут на отдых. Рассеивающиеся дымы открывают взору современные здания и вышку.
Съёмки эпизода обороны Смоленска в ВОВ широкоформатного двухсерийного фильма «Судьба». На фото — наши окопы и заграждение. Современные здания и особенно телевышку нужно было закрыть дымами. Это было не просто — вышка высокая, а ветру не прикажешь, а город весь в дыму и времени в обрез.
Съёмки фильма «Судьба».
Мой отец рассказывал как на поле новосельцы были батальные сцены,он в то время имел дом родительский как раз на кромке этого поля