Социум

«Башня Громовая». Афера под крышей РВИО?

У входа в Громовую башню установлен новый опознавательный знак

Бывший директор Смоленского государственного музея-заповедника Николай Соловьёв рассказал, что сейчас происходит с музеем «Башня Громовая», который  передали в ведомство Российского военно-исторического общества.

В ноябре 2016 года министр культуры, председатель военно-исторического общества Владимир Мединский встретился с губернатором Алексеем Островским. На встрече высокопоставленные лица обсудили создание в Смоленске филиала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, также открытие музея РВИО.

В своём блоге на сайте Владислав Кононов поделился планами Российского военно-исторического общества забрать под своё начало музеи в башнях крепостной стены:

Что предлагаем мы: начать с малого. Забрать под свою юрисдикцию и на полное содержание (включая зарплаты сотрудников) башню Громовую с находящимся в ней отделом музея-заповедника. Модернизировать экспозицию. Показать, что можно там сделать, если соединить лучшие умы (и смоленские, и столичные) с ресурсом военно-исторического общества. После этого, поэтапно и постепенно — выходить на другие башни крепостной стены. Навскидку — Донец и Моховая почти готовы к музеефикации. В существенном обновлении нуждается Никольская башня и находящийся в ней музей льна. И так далее.

Тогда же в распоряжении Keytown оказалось письмо, которое является реакцией на громкое заявление Владислава Кононова, бывшего начальника департамента культуры, а ныне заместителя председателя Российского военно-исторического общества. Прочесть письмо можно вот тут.

Бывший директор Смоленского государственного музея-заповедника Николай Соловьёв в беседе с Keytown рассказал, что сейчас происходит с некогда одним из самых известных музеев Смоленска.

Осенью 2016 года в смоленских СМИ одной из самых обсуждаемых тем стали «наполеоновские» планы исполнительного директора РВИО Владислава Кононова по «развитию» смоленских музеев. Цитирую: «Что предлагаем мы: начать с малого. Забрать под свою юрисдикцию и на полное содержание (включая зарплаты сотрудников) башню Громовую с находящимся в ней отделом музея-заповедника. Модернизировать экспозицию. Показать, что можно там сделать, если соединить лучшие умы (и смоленские, и столичные) с ресурсом военно-исторического общества. После этого, поэтапно и постепенно – выходить на другие башни крепостной стены. Навскидку – Донец и Моховая почти готовы к музеефикации. В существенном обновлении нуждается Никольская башня и находящийся в ней музей льна. И так далее. Такая вот идея».

Сказано, сделано. Сначала в музее «Смоленск – щит России» побывала директор музея военной истории РВИО М. Назарова. После посещения она поделилась впечатлениями: «Мы хотим максимально бережно использовать все, что здесь есть, музей чудесный. Здесь хотим сделать реэкспозицию с тем, чтобы было больше возможностей для изучения истории, больше различных мероприятий для посещения. Мы хотим сделать башню Громовую центром притяжения горожан и гостей города».

Николай Соловьёв

Николай Соловьёв

Затем на сайте РВИО появились сладкоречивые слова: «Громовая – одна из самых красивых башен «ожерелья земли русской», Смоленской крепостной стены, возведенной зодчим Федором Конем. Это первая из отреставрированных башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде. Посетители смогут увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри. На втором и третьем ярусах башни развернётся экспозиция, посвящённая героическому столетию, определившему судьбы не только Смоленска, но и всей страны – XVII веку. На четвертом ярусе под куполом башни будет предусмотрено пространство для проведения массовых мероприятий. Посетители могут пройтись по пряслу, единственному в городе месту стены, официально отведенному под туристические прогулки».

Правда, возникает много вопросов. Например: что в башне располагается сейчас? А вот как раз то, что предлагает РВИО, то и существует. Посетитель может увидеть разделы экспозиции, посвященные строительству крепостной стены, героической обороне Смоленска в XVII веке. Можно посмотреть выставку «Солдат 1812 года» и пройтись по пряслу,  а также побывать на представлении Смоленского исторического театра «Порубежье». То есть ничего нового РВИО пока не предложило.

Любой музей славится подлинными экспонатами. В Громовой башне – подлинники. А есть ли они у РВИО для строительства новой экспозиции? Думается, что все профессиональные музейщики понимают, что никакие «тематические оцифрованные изображения» и мультимедийные компьютерные комплексы не заменят подлинных экспонатов. Всем хорошо известно, что у единственного музея РВИО, который существует всего-то несколько лет, нет собственной коллекции.

Странно, что новички из РВИО, которые собираются поднимать музейное дело на Смоленщине, будут учить сотрудников музея, где научная работа ведется с 1888 года.  Между тем, возраст самого РВИО – три с небольшим года. Наверное, отсюда и проистекает положение РВИО о творческом соревновании «Новая Громовая башня», где говорится, что «Участниками Соревнования являются учащиеся общеобразовательных учреждений, вузов, представители творческих союзов, любители истории, участники военно-исторических клубов, все желающие».

Получается, что в этом конкурсе-соревновании участвуют все, кто угодно, кроме специалистов-музейщиков и историков-медиевистов? Вообще сложно комментировать этот примитивизм, который изложен «лучшими умами» из РВИО.

Реэкспозиция или строительство новой исторической экспозиции — дело сложное и небыстрое. Требуется большая тщательность в работе, ошибки исключены. Существуют этапы строительства, создаются концепции — историческая и художественная, тематико-экспозиционный план и многое другое. И первое – изучение источников и работа в фондах. Где это всё в проекте РВИО? Такое ощущение, что сам проект писали не специалисты, а какие-то школьники, скопировавшие всю информацию из интернета.

Кстати, музейные предметы перед перемещением из фондов в музейную экспозицию часто проходят реставрацию, и сопровождается это огромным количеством бумаг, актами приема-передачи.

Насколько я понимаю, в РВИО профессиональных музейщиков, музейных художников, дизайнеров специализирующихся на создании музейного пространства, нет, как и специалистов-историков по данной теме. Отсюда и их желание «осуществить застройку новой экспозиции на Объекте» в течение всего двух месяцев! Абсолютный непрофессионализм и дилетантство. Есть и другие вопросы, которые понятны специалистам, но их обсуждение займет много времени.

Желание РВИО (т.е. В.А.Кононова) получить готовый музей в центре города понятно. Музей давно пользуется большой популярностью и любим смолянами. Состояние башни хорошее, не надо вкладывать много денег. Ведь только в прошлом году за счет внебюджетных средств музеем-заповедником в башню было вложено около миллиона рублей.

В предложенном РВИО проекте соглашения Смоленский музей-заповедник отказывается от здания, должен предоставить экспонаты и разработать концепцию. Есть еще один важный момент. Музей-заповедник финансируется из бюджета области, и выпадающие доходы от башни Громовая (2 млн рублей) теперь уйдут в Москву, и никто их не возместит. Для музея-заповедника, находящегося на голодном пайке, это большие деньги.

башня громова смоленской крепостной стены

В результате, смотрите, что получается. Работал, работал музей «Смоленск – щит России» в течение 40 лет, готовился к своему юбилею. Вдруг, как «чёрт из табакерки» появился бывший начальник областного департамента по культуре, который теперь занимает большую должность в РВИО. Этот чиновник-аферист вешает всем «лапшу на уши» и захватывает действующий городской музей в башне с готовой экспозицией и хорошо отреставрированным помещением. После захвата музея этому «аферисту-реформатору» остается только добавить какие-то «тематические оцифрованные изображения» в экспозицию, и музей «новой формации» готов. Здорово, правда! И главное – никакой работы, так как все было сделано до него другими.

Надо сказать, что и раньше бывший областной начальник департамента по культуре прославился среди смоленских работников культуры «завиральными» проектами, интригами и своим мемом «Работа не главное, важен – пиар». Каким образом он сумел убедить в этом проекте министра культуры и губернатора Смоленской области, догадаться несложно. Навешать любому «лапшу на уши» сей господин умеет, как и вкладывать свои авантюрные идеи министру через его папу, который является советником председателя РВИО.

Возникает закономерный вопрос: почему хорошо функционирующий и самоокупающийся музей должен перейти под юрисдикцию какой-то общественно-государственной организации? Только потому, что вышеупомянутый чиновник-аферист решил взять «реванш» за свое увольнение с должности начальника департамента по культуре и «утереть нос» недоброжелателям, показав свое непомерно раздутое «Я»?

В планах чиновника-афериста добраться и до музея «Смоленской лен», который был создан, как и музей в Громовой башне, по инициативе и благодаря  И.Е. Клименко.

Но сотрудники музея-заповедника, насколько мне известно, были против всей этой авантюры РВИО. Они даже написали письма в областную администрацию и в Союз музеев России, где в числе прочего говорится следующее: «Музей «Смоленск – щит России» был открыт в 1977 году. За 2016 год музей провел 543 экскурсий при годовом плане 330, заработал 2 008. 530 рублей при годовом плане 980 000 рублей, башню посетило 27 571 человек, 1223 человека прослушали лекции, которые сотрудники прочитали вне музея. Изъятие такого важного звена из общей цепи отрицательно скажется на деятельности всего музея-заповедника. Сегодня музей (в башне Громовая – ред.) является одним из немногих учреждений культуры Смоленской области (и даже России), который с финансовой точки зрения себя окупает. Лишаясь такого отдела, музей-заповедник лишается и одного из своих главных источников дохода».

Но если музей в Громовой башне себя окупает, то для чего затевается вся эта афера РВИО?

башня громова смоленской крепостной стены

Ещё одним интересным мнением о судьбе музея «Башня Громовая» поделился историк-реконструктор, выпускник исторического факультета СГПУ Сергей Минченков.

На сайте РВИО опубликован как бы «проект» обустройства башни Громовая смоленской крепости. Там же опубликован и «творческий конкурс» на лучшие идеи.

Главный приз этого соревнования – членство в общественном совете по рассмотрению и утверждению новой концепции музея «Смоленск – щит России». Это как эпиграф абсурдной ситуации с реставрацией крепости.

Сергей Минченков

Сергей Минченков

Местные власти не способны реставрировать и использовать этот памятник уже много-много лет, Министерство культуры тоже. Приходит РВИО – окологосударственная структура – и все, что она смогла сделать, так это просто взять уже работающее и переоформить на свой баланс, потом поставить галочку: мол, создали еще один музей, который станет популяризатором истории и патриотизма.

Ничего не скажешь, хороша помощь Смоленску в реставрации крепостной стены! Минкульт вместо того, чтобы заняться реставрацией памятника, который ему принадлежит, руками созданной им же как бы общественной организации с госфинансированием отбирает у города лучшие башни, которые удалось благоустроить самим смолянам. Ну и как это можно назвать?

Проект РВИО именуется «НОВАЯ башня Громовая». Но самое смешное в том, что в преамбуле проекта написано то, что уже есть и действует. Причем без РВИО. Так в чем же будет новизна? И в чем заключается работа РВИО?

Цитата из «проекта»:

Посетители смогут увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри.

А разве раньше это было нельзя? Это все уже есть и действует не одно десятилетие.

Еще одна цитата из РВИО:

На втором и третьем ярусах башни развернётся экспозиция, посвящённая героическому столетию, определившему судьбы не только Смоленска, но и всей страны – XVII веку».

Так ведь сейчас действует именно такая экспозиция. Более того, в башне силами музейщиков и коллекционеров была дополнительно создана уникальная экспозиция «Солдат 1812 года». Такими же силами могла быть создана любая другая экспозиция по другим эпохам. Не хватает, как всегда, одного – денег. Вот, где помощь Минкульта нужна. Или привлекать частные средства, или устраивать благотворительные акции и концерты.

В проекте РВИО говорится:

На четвертом ярусе под куполом башни будет предусмотрено пространство для проведения массовых мероприятий. Посетители могут пройтись по пряслу, единственному в городе месту стены, официально отведенному под туристические прогулки.

А разве раньше такого не было? Все это существует уже много лет.

громовая

В чем же роль РВИО? Скажите, в чем новации? Где новые идеи? Своих идей у РВИО нет, поэтому решили объявить творческое соревнование. Предлагают смолянам рисовать рисунки, писать стихи, высылать поделки. Мне это сразу напомнило конкурс программы «Спокойной ночи, малыши!». Там тоже Хрюша со Степашков призывают детишек присылать свои творческие поделки.

И приз главный – «членство в общественном совете по рассмотрению и утверждению новой концепции музея» как бы говорит: ваше мнение ценно для нас, мы подумаем и сделаем, как обычно.

Просто, как мне кажется, РВИО получило задание забрать лучшие провинциальные музеи под свое крыло. Причем не создать, а забрать.

А почему нельзя было для начала отреставрировать другие башни и стену? Почему надо отобрать действующий музей?

На этот вопрос исполнительный директор РВИО ответил на страницах одной из смоленских изданий, мол, «недостаточно инвестиций». Интересно было бы сравнить бюджеты музеев РВИО в башнях Смоленска и реставрацию памятника оборонительного зодчества. Думаю, в этой организации этим никто не занимался или просто не озвучивают. Для них, по моему мнению, важно просто пустить пыль в глаза, чтобы потом отчитаться перед руководством о проделанной «большой патриотической работе». А реставрация, ну, это же затратно и задач пропаганды не решает. Правда, почему-то на создание новых памятников у РВИО и Минкульта находятся миллионы рублей, привлекается частный бизнес и общественные деятели, проводятся благотворительные акции. А то, что имеем – не храним. На уникальную крепость почему-то «денег нет».

громовая

Напомню, какие башни собирается забрать РВИО под свой контроль: Громовую – там сейчас музей «Смоленск – щит России» и выставка «Солдат 1812 года», Моховую – там музей «Смоленские украсы», Никольскую – там музей «Смоленский лен». Эти башни уже отреставрированы и используются смолянами.

Зато другие башни, которые не нужны РВИО (Минкульту) и местным властям, останутся в плачевном состоянии еще долгие годы, пока у власти люди, для которых история города ничего не значит.

На сайте РВИО в задачах общества в пункте 10 значится:

Сохранение и восстановление всех видов и наименований памятников военной истории России.

Спрашивается, в чем же заключается помощь РВИО по реставрации и сохранению великого памятника крепостного зодчества? Какова роль министерства культуры, на балансе которого этот памятник федерального значения?

Оставьте комментарий

Войти с помощью: