Культура

Лето началось нежданно: мы уволили Каждана

Концерт 20 июня. На сцене – оркестр имени Дубровского. Кто-то чувствует особый драматизм, в воздухе веет нехорошим. Что, в чем дело? Ко второму отделению пронесся шепоток: а дирижер-то уже уволен…

Как? За несколько часов до концерта директором был вручен приказ. А что до самого этого выступления, его руководство решило отменить. Но вступились из областного департамента – и вот, музыканты на сцене. Вместе со своим руководителем. Он отдает должное репетировавшему так долго оркестру – сегодня в любом случае и при любых отношениях они должны быть на высоте. Все вместе.

Шепоток из зала перерос в гул. На странице Игоря Александровича – строки: служебную квартиру должен оставить, вещи из кабинета забрать не дали, только сообщили: вам их принесут. Выдворили.

И уволен не просто – а по статье. П. 5 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей»).

Ясное дело, многие встали на его защиту, зацепившись за имя и творческие успехи. В обиду не дадим! Но меня не покидал вопрос: ведь это как-то надо довести директора до того, чтобы Ольга Александровна пошла на столь крайние методы?

Пытаясь разобраться, я встретилась с Игорем Александровичем, оркестрантами, уволенными, уволившимися и нынешними работниками филармонии, получила комментарии директора.

Если объединить и послушать их, то нарисованы будут две разные картины. Согласно словам большинства, война началась с появления москвичей в коридорах нашей филармонии.

Встречайте прямо из Москвы

Итак, летом 2016-го в кабинете худрука сел в кресло Сергей Филин. Ухоженный, красивый, практически столичный денди, как показалось многим. Обаятельный, со слов общавшихся с ним. Совсем нелишенный коммерческой жилки. Одна из последних его ипостасей: владелец концертного агентства (ссылка на контракты). То есть индивидуальный предприниматель, занимающийся посредничеством между выступающими и концертными площадками, получающий за свои услуги комиссионные.

Деятеля этого порекомендовала нашему департаменту по культуре Ольга Сахарова, директор. Он обещал привезти к нам замечательных исполнителей, музыкантов. Кто-то с надеждой отнесся к новому человеку, кто-то с осторожностью – ведь он живет в Москве! Будет ли радеть за наше провинциальное учреждение?

Вслед за ним прошлой осенью в коридорах филармонии появился величавый Михаил Аркадьев – в качестве дирижера Смоленского камерного оркестра. Музыкант с мировой известностью, легким налетом оппозиционного прошлого (говорят, даже директору филармонии доставалось за его высказывания. Впрочем, что только не скажут), ценящий себя высоко. Это трудно не заметить. Хотя – имеет право.

Кстати, взялся этот бриллиант не совсем из ниоткуда. Филин – ученик Аркадьева.

Что происходит далее? У Каждана, занимавшегося двумя оркестрами, один забирают. Игорь Александрович, кстати, тоже именит и признан. Имеет за спиной абсолютную заслугу: буквально реанимировал оркестр в Крыму, который после восстановления достиг высот. Руководил им около десяти лет. Оттуда сейчас даже пишут преданные слушатели: «Мы по-доброму завидовали, узнав, что Игорь Александрович уехал к вам… А теперь нет слов. Боритесь, смоляне! Отстаивайте право на качественную культурную жизнь! Севастополь душой с вами»

В общем, бездарностей в этой истории нет. Поделили оркестры – ладно. Ими ранее всегда занимались разные дирижеры. Но откуда же взялось противостояние? Противостояние, в результате которого ушли семь (!) сотрудников. Причем трое – по статье.

Новый худрук метет по-новому

Сцена в филармонии начищается все усерднее: к нам полился поток приезжих артистов. Написала бы, звезд, но – это ставится под сомнение. По мнению тех, кто « в опале» художественный руководитель привозит непопулярных музыкантов. Возможно, у него с ними личные договоренности, возможно, старая дружба или… страшно подумать, некоторые заподозрили, что он получает комиссионные.

Уволившаяся с должности заместителя директора по развитию и продажам Яна Фролова:

Я говорила, что не нужно ставить большое количество концертов неизвестных смоленской публике исполнителей, так как они убыточны. Ставила вопрос, по какому принципу они выбираются? Бывало, что продавалось и по 5 билетов в зале. Приходилось отменять концерты, а на рекламу все равно уже были потрачены средства.

К слову, только в апреле было отменено девять концертов. Да что уж, 26 запланированных Филиным концертов в месяц для нашего города многовато, еще и по стоимости выше обычной. Билет совсем не 300 рублей, как за концерт местного оркестра. Откуда у местной публики деньги?

Игорь Каждан утверждает, что в это время перестали проводиться художественные советы – а это обязанности худрука. Местные музыканты не имели возможности развиваться, выездные выступления коллективов не устраивались. Филармония превращалась просто в концертную площадку.

Уволенная Елена Викторовна Мишуткина, заместитель директора по концертной работе:

Я говорила, что худрук занимается продвижением себя любимого, госзадание по созданию новых концертных программ не выполняется, не проводятся аттестации, которые должны способствовать повышению профессионального уровня артистов филармонии, на работу принимаются артисты без прослушивания и подтверждения категории, что является грубым нарушением в соответствии с действующим эффективным контрактом и т д.

Чье фото на афише?

 Далее место любимчика директора занял Михаил Александрович, потеснив Каждана. Доходит до того, что фотографии последнего убирают с афиш. Эдакий укол исподтишка.

Директор наш оркестр даже с 30-летием не поздравила, – высказался Игорь Александрович. – В общем, один оркестр продвигала, другой – нет.

Евгения Балыкина, уволившийся маркетолог:

— Аркадьев фигурировал на всех афишах, везде был он. Начались склоки по поводу, рекламируем концерт с Кажданом или нет. То поставьте на сайт, то снимите его.

Деятельность Аркадьева при этом вызвала вопросы:

— Аркадьев – приглашенный дирижер: за гонорары работает, потому и приезжает зачастую буквально накануне концертов. Это ненормально для работы оркестра. Музыканты некоторые и вовсе перестали на работу ходить. Они ведь должны ежедневно заниматься… — объяснила Елена Мишуткина.

То есть Михаил Александрович тоже тот самый «гонорарный» артист, как и другие приезжие. Вот как.

Накал увеличивается. Недовольные и довольные происходящим – все говорят, филармония бурлит.

Как выкидывали с корабля

Первой вынужденно ушла заместитель директора по развитию и продажам Яна Фролова. Она трудилась с 1 февраля 2017-го года.

Под невыносимым психологическим давлением директора я написала заявление по собственному желанию с 5 марта 2019 года, — так вспоминала моя собеседница. — Мы все были одной командой. Но директором и художественным руководителем филармонии Сергеем Владимировичем  Филиным стала проводиться политика раскола и разобщения коллектива.

После этого – новый всплеск: часть музыкантов из оркестра им Дубровского написала письмо губернатору с просьбой вступиться за них.

Ответочка: директор филармонии предложила сотрудникам подписать письмо в ее поддержку. Вызывались по одному в кабинету к худруку. 120 человек проявили солидарность с руководилтелем. Но были и неподписавшие. Так сказать, «предатели» вычислены.

Вот одна из них – Елена Балыкина, уволилась 6 марта:

Я считала поведение директора недопустимым, потому и не подписала письмо в поддержку. Была травля сотрудников. Директор говорила, что мы работаем плохо, раз билеты не продаются на концерты. Вызывала, вынуждала написать заявление об увольнении, давила морально, повышала голос без повода. Так было со мной. Кричала и на оркестрантов.
Вскоре, в конце апреля, ушла и начальник отдела маркетинга Людмила Владимировна Червова, также не подписавшая письмо.

Кто следующий? После тяжелого больничного была уволена по статье за прогулы Елена Викторовна Мишуткина,  заместитель директора по концертной работе. Вот как она вспоминает об этом:

Меня уволили в страстную пятницу 26 апреля. На должности заместителя я трудилась с 13-го года.

По словам Елены Викторовны, 25 января она заболела бронхитом, директор ее сама с водителем отправила домой лечиться, после она написала заявление об отгулах (чтобы восстановиться).

Отгулы – нормальная практика, так как нам часто приходится работать в праздничные и выходные дни. Но быстро выздороветь не удалось и пришлось идти на больничный.

После закрытия больничного листа и выхода на работу Ольга Александровна Сахарова дала Елене указание написать заявление на увольнение по собственному желанию. Заместитель отказалась. Обстановка на работе стала соответствующей ситуации.

Ночью 28 февраля у Мишуткиной случился гипертонический криз, последовало продолжительное лечение. 26 апреля она была выписана, но, придя на работу, услышала от директора:

Какие планы? Уйдете по собственному желанию или как?

Ушла «или как» — то есть по статье. Елена Викторовна подала в суд.

Может быть, она воспринимала меня как конкурентку? Хотя я часто исполняла обязанности директора за время своего заместительства, но никогда туда не стремилась. Впрочем, еще я наряду с другими высказывалась о работе Филина, совершенно не знающего специфики работы филармонии, и Аркадьева…

Затем был уволен зав. художественно-постановочной частью – Тягар Андрей Григорьевич за прогул. Хотя, по утверждению Игоря Александровича, он в тот день был на выезде с оркестром. Прогула не было.

А после — Светлана Михайловна Дедкова, заместитель директора по общим вопросам. Она также не подписала то самое письмо – и, конечно, тоже попала в опалу.

Нас, уволенных, объединяет только то, что мы работали в филармонии. Никакого сговора между нами не было. Разве что когда видели несправедливость, поддерживали коллег.

Светлану Михайловну «ушли» за нарушение трудовых обязанностей – было нарушение в документации. Хотя Дедкова утверждает, что у нее по факту не было доступа во время их подготовки. Так что, по ее словам, нарушение допущено было не ею, потому она подала в суд.

— Трудовая инспекция уже признала увольнение незаконным, но Ольга Александровна это собирается оспаривать в суде.

Завершающий аккорд. Или просто пауза и нас ждет продолжение?

Наконец, самое громкое увольнение — Каждана. Предваряла все это травля.
Я считаю, что директором конкретно управляли. В плане того, что она должна была убрать меня. Руководил ею худрук. 

Начались приглашения в кабинет. Там директор вычитывала дирижера. Вот одна из причин: на каком основании была устроена групповая репетиция (например, группы малых домр). При освоении нового произведения это бывает необходимо. Первый час – группа репетирует, а потом все вместе с оркестром занимаются.

— Нормальная практика, никогда директора в такие вопросы не лезли. 

Потом находились и другие причины, касающиеся непосредственно того, что должен решать дирижер самостоятельно. На всякий случай скажем, что у директора музыкального образования нет.

Она завела себе «помощников» в оркестре, которые докладывали обо всем происходящем, и незаконно записывали на диктофон. Выживать же как-то надо, вот и взялись помогать. 

Первый официальный выговор был после такой ситуации:

Музыкант был не готов к репетиции, и вел себя неподобающе. После неоднократных остановок оркестра в связи с тем, что артист не мог вступить, я ему спокойно сказал: «Отдохните, раз вы сейчас играть не можете». А он ушел вообще. В связи с этим было обращение к директору, так как это был не первый случай. Результат – выговор дирижеру. 

Второй выговор — за то, что артисты оркестра поссорились в нерабочее время, одна из них написала жалобу. Директор посчитала виноватым дирижера
Наконец, третье взыскание.

Ситуация: у артистки оркестра умер отец, и я отпустил ее, предупредив о том, чтобы она сообщила об этом руководству. Но надо понимать, в каком состоянии она находилась. Директор решила, что  и здесь виноват. Результат всех этих сфабрикованных взысканий — увольнение.

Впрочем, как говорилось выше, есть мнение и с другой картиной 

Развернутый и отличающийся от вышеизложенного взгляд на ситуацию высказал виолончелист Смоленского камерного оркестра Андрей Иксанов:

— Увольнение заместителей связано с их деятельностью и деятельностью Каждана, там чистейший захват власти был предпринят, это всё люди, которые не должны работать в филармонии, иначе и тому небольшому, что есть, наступит конец.

Что касается концертных планов, они выполняются, как пояснил мой собеседник. А вот об Игоре Александровиче у него совсем нелестное мнение:

— Каждан за время своей работы собрал много людей вокруг себя, которые являлись его, так сказать, почитателями. Как внутри камерного оркестра, так и внутри оркестра Дубровского. С приходом Аркадьева несколько работниц камерного предприняли попытку вернуть Каждана на пост дирижёра, естественно, с ним согласовавшись в действиях.

По его словам, оркестранты писали депеши против Аркадьева – так, что его еле удалось отстоять директору. Он был на волоске от увольнения. Причем трижды.

И все благодаря Игорю Александровичу. Так что войну начал он, вот и получил результат. Задумайтесь, разве может человек с благими намерениями пытаться лишить зрителей такого музыкального таланта: Михаил Александрович – музыкант с мировой известностью, доктор наук и т д. Поймите, Аркадьев в музыке – это как Роберт Плант в рок-н-ролле или Пол Маккартни, если угодно, по уровню. Я считаю, что новый дирижёр в оркестре им Дубровского точно не сделает хуже, чем сейчас, ибо внутри оркестра раскол и война. Сможет ли он добиться стабильности и мира — зависит от его мудрости.

Что же, пришло время высказаться и «главнокомандующему» . Вот мнение Ольги Александровны Сахаровой:

Руководство филармонии вправе принимать кадровые решения. 
Увольнение И.А. Каждана не имеет никакого отношения к его творческой деятельности, а обусловлено иными причинами, связанными должным исполнением И.А. Каждана своих должностных обязанностей. 
Администрация Смоленской областной филармонии считает, что действия И.А. Каждана способствовали разжиганию конфликта среди музыкантов, что привело к внутреннему кризису в коллективе, а это препятствует его творческому развитию. 
В этой ситуации руководство филармонии не считает возможным дальнейшую работу И.А. Каждана в качестве художественного руководителя и главного дирижера Смоленского русского народного оркестра им. В.П. Дубровского, который является музыкальным брендом Смоленской области. 
С нового концертного сезона у СРНО им. В.П. Дубровского будет новый главный дирижер и художественный руководитель.

Кто — пока не сказано, но его обещали представить в ближайшее время. Есть слух, что будет Баудер. Но это пока только слух…

На мой вопрос об опасном положении оркестра она ответила так:

Ни о каком риске потери оркестра речи идти не может. Смоленский русский народный оркестр имени Дубровского является музыкальным брендом Смоленской области и одним из ведущих коллективов филармонии.

Кроме того, Ольга Александровна отметила, что на базе филармонии работают шесть коллективов, солисты-вокалисты.

Мы заботимся о развитии всех творческих коллективов и музыкальной культуры области, артисты и коллективы филармонии дают более 300 концертов в год, еще около 100 концертов в год – приглашенные музыканты.

***

Знаю, что часть оркестра надеется на возвращение Каждана, многие ходят в суд в качестве свидетелей, ведь Игорь Александрович оспаривает свое увольнение. Другие — радуются тому, что он ушел. А пока все решается, оркестранты отправлены на «дни самоподготовки», после — отпуск. Чего ждать музыкантам и нам, публике, — неизвестно.

ПС: в защиту дирижера высказались музыканты из других городов — например, худрук московского оркестра «Русский стиль», балалаечник и композитор Дмитрий Калинин, успевший с ним дважды посотрудничать в Смоленске. Помимо слов о таланте Игоря Александровича он предположил, что в оркестре нашлись так называемые «зрелые» музыканты, которым уже не хочется освоения новых задач и домашних занятий — лучше бы «по накатанной», а подход дирижера в некотором отношении новаторский и объём работ немалый. Таких людей можно встретить практически в каждом оркестре…

 

15 комментариев

  • В данной статье перевраны факты,с которыми даже сторона Каждана И.А. не спорит,что уже говорить об остальном!Автор не боится писать заведомо ложную информацию?Законы о клевете не для него написаны?

    Ответить
      • Тамара! Здравствуйте! Полностью с вами согласен! С приходом Каждана оркестр потерял своё изначальное симфоническое звучание именно народного оркестра заложенное Виктором Павловичем Дубровским! И На данном этапе звучит как военно-духовой оркестр средней руки при исполнении марша на плацу! А все Кто утверждает обратное — то этим людям стоит задуматься об их профессиональной пригодности! ИМХО

        Ответить
  • Хотелось бы спросить на каком основании господин виолончелист рассуждает о том, что лучше для СРНО им. В. П. Дубровского. В своих постах он унижает национальные инструменты, считает, что им не место рядом с инструментами симфоническом оркестра, забывая что последние тоже вышли из народа. У Ю. Башмета другое мнение по этому поводу, с его оркестром постооянно выступают и домристы и балалаечники. Мнение этого великого музыканта гораздо важнее!Поэтому, господин виолончелист пусть рассуждает о том, что хорошо для камерного оркестра, а о том, что хорошо для оркестра Дубровского пусть рассуждают более компетентные музыканты.

    Ответить
  • Ещё в 2016 году мой покойный отец Евгений Лыткин предупреждал именно о таком раскладе событий насчёт Игоря Каждана что этот человек внесет смуту и разлад как в коллектив оркестра так и в коллектив филармонии! Дальше думайте сами! Но напомню утверждение Юлия Цезаря которому как раз придерживается Каждан разделяй и властвуй! Теперь коллективу оркестра и филармонии очень долго придётся фактически с нуля и по крупицам восстанавливать отношения в коллективе! Вот чего добился Этот человек! ИМХО

    Ответить
  • Я бы посоветовал журналисткеМарина Рассолова пособирать сплетни уволенных во многих организациях,наверное,не менее интересно пойти в департамент по строительству и ЖКХ , департамент по энергетике.Там начальников недавно уволили или в другие организации культуры.Это ж отличный жанр в журналистике-написание статей по сплетням и по слухам,без проверки информации ,без судебных решений.

    Ответить

Оставьте комментарий

Войти с помощью: