Места

Ломать — не строить

одигитриевская церковь Смоленск

Keytown продолжает серию очерков о безвозвратно ушедших достопримечательностях.

Сегодня речь пойдет об Одигитриевской церкви, ныне несуществующей. Она располагалась у подножия Козловской горы, на пересечении улиц Большой и Малой Одигитриевских улиц (современные улицы Докучаева и часть улицы Ленина соответственно).

d5b75f197c5e6d5c98b3ece43fddccfe

Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1456 году в память о возвращении в Смоленск иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии из Москвы, куда ее еще в начале XV века увез смоленский князь Юрий Святославич, спасая от литовских завоевателей. Храм был освящён во имя этой иконы. По другим сведениям, деревянная церковь была установлена в 1655 году после освобождения Смоленска от поляков. В это время чудотворная икона Одигитрии была возвращена из Ярославля, куда ее для сохранения от врага увезли в 1609 году.

одигитриевская церковь Смоленск

До возведения Успенского собора Одигитриевская церковь выполняла роль главного православного смоленского храма. Для ее содержания царём Алексеем Михайловичем были выделены тысяча стрельцов и положено жалование.

одигитриевская церковь Смоленск

В 1764 году на пожертвования прихожан на месте обветшавшей деревянной Одигитриевской церкви была построена в стиле барокко каменная одноглавая церковь с трапезной и колокольней.  А первый смоленский историк Н.А. Мурзакевич в «Истории губернского города Смоленска» указывает, что храм построен «…старанием помещика Михаила Хрисанфовича Гедеонова и прапорщика Семена Харлампиевича Бешенцова и жён их Гликерии и Анастасии». От других смоленских церквей того далёкого времени она отличалась высотой и массивностью.

одигитриевская церковь Смоленск макет Лопатинский сад

Макет Одигитриевской церкви в Лопатинском саду г.Смоленска

16 апреля 1803 года священником Одигитриевской церкви стал Никифор Мурзакевич, который стал первым смоленским историком. Его деревянный дом находился за алтарем храма и сгорел в 1943 году. В наше время об этом напоминает мемориальная доска на доме №25 по улице Ленина.

мемориальная доска мурзакевич смоленск

Мемориальная доска на доме №25 по улице Ленина

Ряд исторических значимых событий церкви известен лишь по его записям:

9 июля 1812 года у Одигитриевской церкви горожане встречали императора Александра I.

5 августа в окно Одигитриевской церкви влетела французская бомба, которая, взорвавшись, повредила внутреннее убранство и нанесла лёгкие повреждения нескольким служителям церкви, в том числе и Мурзакевичу.

6 августа французы, захватив убегавших из Смоленска порядка 50 горожан, заперли их в церковных помещениях, вскоре смоляне были отпущены.

20 августа французы пытались снять колокола с Одигитриевской церкви, но Мурзакевич не пустил их, за что был схвачен и отведён во французский оккупационный муниципалитет. Власти не разрешили совершать действия против Мурзакевича.

30 октября церковь подверглась нападению поляков, которые пытались ограбить её и украсть сложенное имущество прихожан. При попытке ограбления был избит Мурзакевич.

одигитриевская церковь Смоленск

6 декабря 1822 года был обновлён придел Иоанна Воина, который расписывал Лев Петрович Леонов. (Прим.:Придел — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений)

К концу XIX века Одигитриевская церковь имела 2 престола (прим.-стол, находящийся в середине алтаря): главный во имя иконы Божьей Матери Одигитрии и придельный во имя святого мученика Иоанна Воина. Икона с изображением мученика Иоанна Воина была одной из самых почитаемых в храме, и в мае, в день памяти этого святого, в церковь стекалось большое количество народа.

одигитриевская церковь смоленск

Интересные данные об Одигитриевской церкви приводятся в дореволюционных изданиях. В частности, в начале XX века храм посещали 97 мужчин и 115 женщин — прихожан, при нем было 900 квадратных сажен земли. Причт состоял из священника, псаломщика и диакона, для которых имелся специальный церковный дом. При храме работала школа грамотности, в которой обучались 15 человек, учителем был диакон. Капитал церкви составлял 500 рублей. Ежегодно 28 июля из Успенского собора в Одигитриевский храм совершался крестный ход. В храме пел лучший церковный хор города, составленный из выпускников училища для слепых.

В XIX веке священником храма был Роман Петрович Беляев — отец известного писателя-фантаста Александра Беляева. Р.П. Беляев окончил Смоленскую духовную семинарию, с 1878 года стал священником, за свои праведные труды был награжден камилавкой (прим.-высокий цилиндрический, с расширением кверху, головной убор как почётная награда православных священников.)

одигитриевская церковь Смоленск

20 августа 1929 года постановлением президиума Западного облисполкома Одигитриевская церковь была закрыта с формулировкой: «…дальнейшее использование этого храма по прямому назначению не вызывается необходимостью, так как находящиеся в пользовании городской общины верующих 15 храмов, кроме рассматриваемого, более чем достаточны для удовлетворения их культовых потребностей…».

одигитриевская церковь Смоленск

Вид с колокольни Одигитриевской церкви

Здание церкви поначалу было передано Смоленскому государственному университету, но затем было оставлено в распоряжении Смоленского горсовета. Позже в ней были планы о размещении клуба сельскохозяйственных работников, дома пионеров, комсомольских организаций.

20 мая 1936 года президиум Западного облисполкома и бюро Смоленского обкома ВКП(б) приняли решение о сносе церкви, на что было выделено 40 тысяч рублей. Однако данное постановление выполнено не было, так как в здании к тому времени уже располагалась типография НКВД СССР.

аэрофотосъемка 1941-1942 Смоленск

Ранее считалось, что церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, и после освобождения Смоленска остатки ее были разобраны населением на кирпичи для ремонта своих жилищ.

Но вот что видно на немецких аэрофотосъемках 1941-1943 годов:

аэрофотосъемка 1941-1943 смоленск
Если судить по тени, которую отбрасывает церковь на аэрофотосъемке 23 июня 1941 года, то колокольни у нее уже нет! А это до бомбежек. Значит ee разрушили еще в 30-е годы, превратив церковь в обычное здание. Что было типично для тех лет.

И еще. Серьезных разрушений, нанесенных в годы войны, на аэрофотосъемке не видно. От немецких бомбежек 41-го года здание вообще не пострадало (кровля цела). В 43-м просто выгорела, как и все окружающие здания и осталась одна коробка. Но стены не разрушены, — пишет Сергей Амелин на Смолфоруме.

Очевидцы событий утверждают, что во время войны храм превратился в руины и после освобождения Смоленска был разобран населением на кирпичи для ремонта своих жилищ.

В начале 1960-х годов её остатки были окончательно снесены в ходе подготовки к празднованию 1100-летия Смоленска. Тогда же улицу Ленина продлили до пересечения с нынешней улицей Жукова.

Таким образом, Одигитриевская церковь стала последней из снесённых при советской власти церквей в Смоленске.


Источники: http://warfly.ru/, https://pastvu.com/, http://forum.smolensk.ws/, http://old-smolensk.ru/

1 комментарий

  • Позвольте не согласиться с вашим утверждением, что» До возведения Успенского собора Одигитриевская церковь выполняла роль главного православного смоленского храма.». Главным храмом Смоленска в период строительства нового Успенского собора (1677-1740), все-таки был деревянный надвратный Богоявленский собор на соборной горе, о чем можно прочитать в «Соборах Патриарха Иоакима на смоленского митрополита Симеона Милюкова». Симеон Милюков находился в некоторой опале у нового Патриарха Иоакима ( об этом длинный рассказ и особый рассказ, как и о строительстве самого нового Успенского собора, ибо я пользуюсь при рассказе только архивными документами). В 1685 году по указанию патриарха Иоакима в Смоленск для обзора ризницы митрополита Симеона приезжает рязанский архимандрит Феофилакт, он осматриваетна соборной горе все: как ведется строительство нового Успенского собор Архимандрит зашел затем в главный собор города, которым являлся Богоявленский деревянный собор! Рязанский архимандрит Феофилакт вошел в Богоявленский собор во время службы, и увидел впервые!!!! — что при открытых царских вратах производится торжественное облачение митрополита Симеона ( когда по всей России в храмах такое еще не происходило!!!). Во время облачения митрополита с хоров слышно было до сей поры неизвестное и партессное четырехголосное пение ( а в России в это время служба велась при моноголосном распеве!!! по нотной клюкации. Многоголосным архиерейским хором (на хорах храма) руководил регент Никола Дилецкий….». ( Смоленск с 1685 года — следует считать родиной современного церковного пения!!!).
    Второе событие, связанное с упоминанием Богоявленского собора, как главного собора Смоленска, связано с размещением в нем в 1730 на правом переднем опорном столбе католической иконы Божией Матери, которую, поместили в храме смоляне, что вызвало разбирательство на уровне Синода.. Для разбора этого случая от смоленского Преосвященного потребовали для Синода отразить все на плане, почему был начертал план Богоявленского деревянного собора, на плане показана деревянная галеррея по периметру храма, расписаны и указаны на плане — алтарь, клиросы, где на стенах находились и какие иконы, где на каком столбе по недоразумения была вывешена католического письма икона Божией Матери… В донесении Святейшему Синоду смоленский Преосвященный поясняет, что храм этот на период строительства нового Успенского собора являлся главным городским соборным храмом. Должен отметить, у меня есть копия чертежа этого храма из архива Святейшего Синода, и кроме того, этот Богоявленский храм, мы можем увидеть и изображенным на иконе святых Меркурия и Авраавмия Смоленских, иконе, написанной в 1712 году и ныне сохраняющейся в Успенском соборе…. Третье: Богоявленский деревянный храм (который во время строительства нового Успенского собора)временно являлся главный собором города (кафедральным) нашел свое графическое отображение с иконы Авраамия и Меркурия смол. чудотворцев в трудах известного краеведа Д.Ширяева, о чем советую прочитать в I-м томе трудов Смоленского краеведческого музея, 1924 года). Это важно знать, и посему я, как краевед, вынужден внести поправку в данный текст. С уважением — А. Гурзов.

    Ответить

Оставьте комментарий

Войти с помощью: