Места

Дурновкусие по-дизайнерски! Или кто убивает городскую среду в Смоленске

Профессиональный дизайнер, живущий в настоящее время в Москве, приехал в родной Смоленск, увидел наше так называемое благоустройство и написал колонку для Keytown.

Каждый раз думая о судьбе своего родного города, только поражаюсь, сколько ему пришлось вытерпеть за свою многовековую историю. Его разрушали, осаждали, сжигали… Чума несколько раз уничтожала население. И он каждый раз возрождался. Вдумайтесь, у нас в стране есть только три таких древних города — Великий Новгород, Псков и Смоленск.

Деревянные и каменные постройки различных эпох не сохранились, но сохранилась структура города, его каркас. И единичные памятники культового и гражданского строительства — церковь Иоанна Богослова, Свирская церковь, церковь Петра и Павла, крепостная стена и немногие другие. А вы знаете, что у нас в губернии, тогда княжестве, с 9 по 13 век была лучшая архитектурная школа. И строили смоленские зодчие по всей Руси. В Великом Новгороде сохранилась церковь Параскевы-Пятницы на Торгу, построенная нашими великими зодчими.

Фёдор Конь пришёл бы в ужас от того, что сейчас творят неучи, называющие себя «дизайнерами». А что бы сказали советские архитекторы, восстанавливающие наш город из руин после войны. Или смоленские архитекторы-градостроители конца 20 века – Л.М. Верхоглядова, Л.Ф. Генералова.

Все хорошее, рациональное, правильное, красивое, было заложено многими талантливыми поколениями наших предков.

Огромной ошибкой было допускать так называемое обучение в Педагогическом институте (СмолГУ) – «дизайнеров». По-хорошему, у нас в стране есть лучшие архитектурные институты, выпускающие профессионалов. Дизайну профессионально обучают всего два университета — СПГХПА им. А.Л. Штиглица («Муха») и МХПИ (Московский художественно-промышленный институт). А учителей ИЗО — рисования – хоть «дизайнерами» назови, хоть стоматологами, они не будут профессионалами в силу отсутствия образования.

Но самое печальное не это, а то, что нам, смолянам, предлагают под видом новшества и красоты — плагиат, причём не лучших ландшафтных решений и убожество.

Московский сквер

Улица Коммунистическая скопирована с Москвы. Так называемый «сквер» (на самом деле лестница и часть пешеходной улицы) у ЦУМа, о которой сейчас говорят, не предлагает принципиально ничего нового, нет там идеи, композиции, логики, пользы и красоты.

Например, клумбы на старых местах, мощение и лестницы невнятные. И эту пустоту замысла пытаются притянуть за уши арт-объектами, по недоразумению названные «дизайнерами», как авангардные.

Да от Авангарда и Конструктивизма там нет ничего. Плохо вы учились, господа учителя ИЗО! Вам с вашим образованием даже плитку в общественном туалете не доверишь раскладывать. И г-н Бобовников рассуждает о современной архитектуре, о которой ничего не знает и знать не хочет (и не будет).

Остаётся только надеяться, что и это пройдёт, как все нежизнеспособное и мертворожденное. Потерпи наш город, потерпи, ты и не такое переживал…

7 комментариев

  • Если популярный стиль озеленения считать плагиатом….
    Такое озеленение уже применялось во- многих городах в разных вариантах.
    А к какому стилю относить авторские арт- объекты, так это выбор Автора :)
    С другой стороны лаконичность озеленения не будет отвлекать от архитектуры

    Ответить
  • Прислушаются ли в Администрации города к мнению профессионального дизайнера? Скорее всего, нет. Поймут ли, про что речь? Скорее всего, нет. Воинствующий дилетантизм в городе правит бал. Я не хочу обидеть всех дилетантов, среди них есть мастера и получше отдельных профессионалов, но они обычно не выпячиваются и поэтому всегда в тени. А вот воинствующие всегда на коне и с шашкой наголо, поэтому-то их администрации и видно…

    Ответить
  • Да, все верно дизайнерством у нас в городе и близко не пахнет. В городе все брошено на произвол нет не судьбы а бездарных властей. На самом деле из Смоленска можно сделать туристически привлекательный город ведь в нем столько истории, но глаза и руки наших местных властей направлены исключительно себе в карман.

    Ответить
  • С многими высказываниями автора согласна, но честно, по- живому царапнуло упоминание родного факультета.На худграфе нас учили хорошо! И преподаватели у нас были знатные! И объем материала был от сопромата до истории искусства. Сейчас многое изменилось. Но это общая тенденция для ВУЗов страны- поверхностность и виртуальность. А желание молодых что-то необычное сотворить понятно- это было всегда. Беда в том, что корней не чувствуют, город не понимают. Все загоняют под усредненку. И еще… чаще нужно для себя говорить ГОРОД и я… А не :» А я так вижу…»

    Ответить
    • Марина, вас ничему не учили. Нас. Я потеряла год, не получив ни каких знаний. Но вы до сих пор не понимаете этого. Не с чем сравнивать. Те, кому удалось стать хорошими художниками, сделали это после худграфа, благодаря таланту и упорному труду. С историей искусств — катастрофа. А она основа хорошего вкуса и знаний мирового искусства.

      Ответить
  • Для начала. И Строгановка и Муха давным- давно сдали свои позиции и ничем не отличаются о любого факультета «дизайна» любого провинциального вуза. В Смоленске с дизайном плохо, достаточно посетить выставку председателя СД Трусова Юрия, строгановца и знатного педагога. Новые скверы ужасны. Неудобны и некрасивы. Этого достаточно, что бы гнать в шею Павла Бобовникова, вместе с его железками. Посмотреть отличный проект и слегка украсть, в этом нет ничего плохого, если нет своего решения. Главное, как применить уворованное. Тонко, разумно, рационально, с максимальной привязкой к реальным условиям. Именно они изменят «чужого» до неузнаваемости. Это общий грешок. На худграфе этому не учат и никогда не учили. Старики-педагоги настолько древние, что лучшему из выпускников уже 60.

    Ответить

Оставьте комментарий

Войти с помощью: